Опубликованно: 10-02-2015 14:35
Знаки квалификации ВВС Польши. Часть I: 1919-1939.
Нагрудные знаки авиаторов Польши являются одной из примечательных страниц в фалеристике. В первую очередь это связано с тем, что несмотря на три смены государственного строя, вынужденную эмиграцию во время Второй Мировой Войны, авиаторы Польши сохранили почти в первозданном виде свои нагрудные знаки. От части это связано с удачным дизайном знаков, не потребовавшим внесение изменений при социализме. Однако следует отметить и приверженность традициям самих авиаторов, которые несмотря на стремление в начале 50-ых годов многих соцстран привести свои знаки в соответствие с советскими крылышками.
C обретением независимости в 1918 году перед Польшей, находящейся в непосредственной близости от раздираемой гражданской войной России, остро встает вопрос строительства собственное армии и ставших уже необходимостью в современной войне военно-воздушных сил. Ядром летного состава ВВС становятся пилоты, служившие в разных армиях, носивших разную форму и конечно разные знаки отличия. Во второй половине ноября 1918 по инициативе военного министра, создается комиссия по проверке квалификации пилотов, выразивших готовность служить в новых польских ВВС, по итогам работы которой квалификация большинства пилотов была подтверждена и они были приглашены продолжить свою службу на своей родине. Касаясь интересующего нас вопроса, отмечу, что пилоты продолжали носить квалификационные знаки тех стран, где служили или учились ранее. На самом деле такая практика существовала во многих странах, так мы можем наблюдать и российских пилотов со знаками Королевского Воздушного Корпуса или же с французскими знаками.
Отсутствие единообразия и скудность информации служит благодатной почвой для фальсификаций. Это относится и к истории первых лет существования ВВС молодой Польши. Ниже представлены скан знака, которые как утверждается, являются первыми знаками польских авиаторов.
Даже встречался данный знак с мишенью в лапах, идентифицированный как знак бортового стрелка. Существование же эти знаков не было подтверждено ни фотографиями, ни документами. Специалисты по истории армии Польши так же не смогли ничего конкретного сказать по данным знакам. Но некоторые же коллекционеры успели пополнить свои собрания данными раритетами. Я сам уже примеривался использовать легенду о данном знаке при написании данной статьи, пока в своих поисках не нашел данного орла на знаке стрелкового (или же охотничего) клуба 20-30-ых годов XX века, предположительно французского производства.
Вот как раз и мишень нашлась. Штамп орла слегка отличается в некоторых деталях, но общий вид идентичен. Таким образом версия о пилотской истории данного знака, я считаю, не состоятельна.
Вернемся же от легенд к фактам, подтвержденным документально. В феврале 1919 года военное министерство обратилось в Варшавскую Академию Изящных Искусств с просьбой разработать дизайн отличительного знака пилота. Разработку знака доверяют профессору Владиславу Груберскему (Władysławowi Gruberskiemu), участвовавшему в создании музея Войска Польского. По одной из версии дизайн знака разрабатывался под влиянием знаков австрийских пилотов, отсюда же и происходит название “Gapa" -грач в переводе, которым называли знаки пилотов противника и которое закрепилось в народе за появившемся знаком.
Другая версия говорит о том, что источником вдохновения была, размещенная в зале Львовской политехнического университета, картина Яна Матейко, написанная его учениками, на которой изображены три музы: покровительницы скульптуры, живописи и литературы, а над ними поднимается орел с распростертыми крыльями и лавровым венком в клюве.
В любом случае, как мы увидим, у польских авиационных знаков очень много общего с австрийскими, да и орел с венком в клюве известен еще с Античных времен, поэтому версия с картиной видится маловероятной.
Буквально через несколько дней в 19 февраля 1919 знак был утвержден приказом 24/19 опубликованным 4 марта 1919 года. Знак представлял собой летящего орла с золотым лавровым венком в клюве и размахом крыльев 64 мм, к крыльям крепились две цепочки, соединявшиеся вверху с булавкой, которая крепилась на китель.Знак изготавливался из оксидированной стали. На обратной стороне гравировался номер знака и дата его выдачи.
Одновременно со знаком пилота был разработан и знак наблюдателя, который отличался от пилотского наличием золотистых молний (искр) в лапах орла. Искры являлись символом телеграфной связи, используемой наблюдателями. И тут мы можем увидеть еще одно сходство новых польских знаков со знаками наблюдателей Австро-Венгрии. Знак был установлен приказом 49/19 15 апреля 1919 года.
Приказ 24/19 устанавливал ношение знака на левой стороне груди, на уровне второй пуговицы в двух сантиметрах от воротника.
Знаки пилота и наблюдателя вручались на основании приказа Верховного Главнокомандующего, при консультации с командующим ВВС, пилотам и наблюдателям прошедшим теоретическую и практическую летную подготовку. Знак полагался только во время службе в авиации. Изначально носился только на торжественных церемониях и на богослужениях. В качестве признания за особые заслуги или же при получении увечия во время службы, пилот получал право на пожизненное ношение знака. Первыми пилотами и наблюдателями, получившими право на пожизненное ношение знака, за вклад в становление ВВС были: генерал Густав Мацевич(Gustaw Macewicz), капитан Стефан Бастир (Stefan Bastyr), капитан Донат Макеенек (Donat Makijonek), поручик Стефан Стек(Stefan Stec), поручик Ежи Боресжа (Jerzy Borejsza), поручик Францишек Петер (Franciszek Peter).
-Донат Макеенок, фотография предположительно сделана до 1922 года, со знаком пилота.
Во время польско-советской войны, приказом 17/20 от 25 Майя 1920 были сформулированы дополнительные требования к военным летчикам, для получения знака. В дополнение к окончанию военной летной школы (польской или иностранной), пилот должен был совершить 10 боевых вылетов. В случаях, когда летчик не закончил школу, но у него было на его счету 10 вылетов, то он должен был пройти экзамен. Пилоты-инструкторы, не участвующие в боях, должны были выполнить 300 вылетов с курсантами для получения знака. Получение знака наблюдателя было было возможно после не менее полугода службы в боевых частях.
После окончания войны, приказом 19/22 от 9 мая 1922 года гапы были пожалованы пожизненно американским пилотам, воевавшим в 7 добровольческой эскадрилье имени "Костюшко".
Уже по окончанию боевых действий для авиаторов имеющих подготовку как пилотов, так и наблюдателей был введен знак пилота-наблюдателя. Знак представлял собой пилотский серебристый знак с золотым венком, с золотыми молниями в лапах орла.
После войны, по мере подготовки новых летных кадров для ВВС, был поднят вопрос о необходимости отличать знаки авиаторов, полученные в военное время, т.е. авиаторов имеющих реальный боевой опыт, от знаков выданных в мирное времени. Так в марте 1928 была создана комиссия с целью определения необходимости введения особых отличительных знаков для пилотов и наблюдателей, участвовавших в боевых действиях. Новые знаки были вручены 11 ноября 1928. Они не отличались от существующих знаков ни размером, ни формой, за исключением того, что в клюве орла этих знаков были венки зеленого цвета. "Гапа" с зеленым венком стала высшим
знаком отличия пилотов и выдавалась только пилотам выполнявшим боевые
задачи во время войны. Знак получил название:"знак полевого пилота", что очень похоже на название австрийского знака, да и венок у австрийцев был тоже зеленый.
Знак полевого наблюдателя(современный вариант):
В 1933 году претерпевает изменение подход к системе подготовки пилотов, вводится система классификации и изменяется сам знак. Приказ № 13/33 от 22 декабря 1933 года ввел новый принцип присвоение знака и его варианты. Выпускникам военной летной школы пилотов присваивался третий класс, без права ношения знака пилота. После прохождения выпускных экзаменов и двухлетней службы в воинских частях пилоту присваивался второй класс и право на ношение знака, без лаврового венка. После выслуги дополнительно трех лет пилоту присваивался первый класс и право ношения "Гапы" с венком.
Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая Мировая Война кардинально меняет облик польских ВВС. Оставшиеся в живых, верные своей присяге пилоты, перебираются в другие страны для продолжения борьбы. В 1940 году приказом командующего польскими ВВС на западе был изменен порядок присвоения отличительного знака боевого пилота. Для получения гапы с зеленым венком, теперь необходимо было выполнить по крайне мере 3 боевых вылета. С периодом "эмиграции" польских ВВС связаны новые интересные страницы истории квалификационных знаков, которые я постараюсь раскрыть в следующих статьях.
Продолжение следует...
Нет комментариев по данной записи